Неофициальный Информационный Портал
Единого Государственного Экзамена

ОРГАНИЗАТОРАМ

Некоторые подходы к использованию результатов ЕГЭ и ГИА-9

Единый государственный экзамен, работающий в штатном режиме, и государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов, находящаяся в режиме апробации, являются элементами, создающейся общероссийской системы оценки качества образования. Тема использования результатов сдачи ЕГЭ и ГИА-9 актуальна давно, поскольку массовое участие выпускников общеобразовательных учреждений в этих процедурах придает им особое значение: результаты являются одним из основных источников информации об уровне образования выпускников.

Оценочные процедуры ЕГЭ и ГИА-9 позволяют получить информацию о состоянии образования в стране, в регионе, в отдельных образовательных учреждениях. Применение статистических данных ЕГЭ и ГИА-9 даёт основания для принятия управленческих решений, судить о тенденциях и изменениях, происходящих в образовании, создавать основу для управления качеством образования на разных уровнях.

На сегодня в нашей стране нет общепринятой методики анализа, которая бы позволила использовать данные о результатах ЕГЭ и ГИА-9 в оценке деятельности школы и образовательной системы. В основном результаты используют для объективного сравнения результатов обучения в разных территориях, в разных учебных заведениях, построения мониторинга результатов одного учебного заведения или территории в динамике, наблюдения за индикаторами образовательной системы, корректировки образовательного процесса, оказания соответствующей ресурсной, методической и другой поддержки учителям и образовательным учреждениям и т.д.

С нашей точки зрения, помимо перечисленных выше направлений использования результатов, актуальными будут следующие: учет результатов ЕГЭ и ГИА-9 в процедурах аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, системе повышения квалификации работников образования, поскольку действующее законодательство позволяет использовать результаты ЕГЭ и ГИА-9 в указанных процедурах.

В течение трёх лет проведён анализ существующей практики использования результатов ЕГЭ и ГИА-9 на территории России на основе изучения методических и методологических документов регионального уровня, конкретизирующих указанные процедуры в 20 субъектах Российской Федерации. На основе анализа были разработаны рекомендации по учёту результатов ЕГЭ и ГИА-9 в процедурах аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, системе повышения квалификации работников образования.

Основными подходами при разработке рекомендаций по учету результатов ЕГЭ и ГИА-9 в указанных направлениях были прозрачность механизмов использования и их соответствие направлениям современной образовательной политики.

Разработанные рекомендации прошли апробацию и получили одобрение в рамках проекта «Создание и апробация моделей и методического обеспечения учета результатов ЕГЭ и ГИА-9 в процедурах аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников, системе повышения квалификации работников образования», были представлены на семинарах и общественных обсуждениях. В апробации разработанных рекомендаций приняли участие 2 субъекта Российской Федерации, 34 общеобразовательных учреждения и одно учреждение повышения квалификации работников образования, а также 55 руководящих и педагогических работников.

Система разработанных показателей, используемая в рекомендациях и основанная на результатах ЕГЭ и ГИА-9, легко встраивается в существующую практику управления качеством образования. Для проведения экспериментальной аккредитации общеобразовательных учреждений были разработаны 6 показателей учета результатов ЕГЭ и ГИА-9 и проанализированы официальные результаты недавно прошедшей аккредитации.

Для проведения экспериментальной аттестации педагогических работников были разработаны 6 показателей учета результатов ЕГЭ и ГИА-9 и проанализированы официальные результаты недавно прошедшей аттестации.

Для апробации разработанных рекомендаций в системе повышения квалификации работников образования была разработана региональная модель повышения квалификации, предложены 20 новых показатели набора групп слушателей и реализована программа обучающего курса «Обеспечение учета и использования результатов процедур оценки качества образования в региональных образовательных системах».

Обоснованием корректировки аккредитационных показателей и аттестационных требований служит нормативно закрепленная возможность реализации полномочий в регионе установления показателей в процедуре аккредитации общеобразовательных учреждений и аттестации педагогических работников. Всего было разработано 25 показателей на основе результатов ЕГЭ и ГИА-9, которые могут быть использованы в государственной аккредитации общеобразовательных учреждений и аттестации педагогических и руководящих работников, а затем сформирован оптимальный перечень, отражающий заданные государственным заказчиком направления.

Анализ значений показателей, характеризующих деятельность общеобразовательного учреждения, основанных на результатах ЕГЭ и ГИА-9, показал, что результаты государственной итоговой аттестации дают возможность оценить соответствие содержания и качества образования требованиям федерального государственного образовательного стандарта, то есть признать общеобразовательное учреждение, прошедшим аккредитационную экспертизу. Разработанные рекомендации позволяют дополнить традиционные подходы к аккредитационной экспертизе, при условии доработки формы и структуры отчета о результатах самообследования образовательного учреждения с включением всех необходимых сведений о результатах ЕГЭ и ГИА-9, а также процедуры проведения аккредитационного тестирования, отбора аккредитационных педагогических измерительных материалов, определения показателей и их значений отнесения общеобразовательных учреждений к конкретному виду. В рекомендациях предложены 6 показателей:

  • доля учащихся, прошедших государственную итоговую аттестацию по обязательным предметам по результатам ЕГЭ;
  • средний тестовый балл результатов ЕГЭ учащихся общеобразовательного учреждения по профильному предмету в текущем учебном году;
  • доля учащихся прошедших государственную итоговую аттестацию по обязательным предметам по результатам ГИА-9;
  • средний балл результатов ГИА-9 учащихся общеобразовательного учреждения по предметам профиля ОУ в текущем учебном году;
  • коэффициент высокого качества - доля успешных выпускников 9 (или/ и 11) классов;
  • коэффициент профильного выбора – доля учащихся выбравших предмет для ЕГЭ соответственно профилю обучения.

Анализ информации из регионов показал, что в 60 % субъектах Российской Федерации, использующих показатели, основанные на результатах ЕГЭ и ГИА-9 в аттестации педагогических работников, только в 35 % субъектов Российской Федерации внедрены механизмы использования результатов ЕГЭ и ГИА-9, обладающие достаточной степенью прозрачности. Использовать результаты ЕГЭ и ГИА-9 в аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности возможно только в том случае, если у аттестуемого педагога в межаттестационный период обучались учащиеся 9-х и (или) 11-х классов (хотя бы в одном учебном году). В этом случае в представлении работодателя, в портфолио педагога, в формы экспертных заключений могут быть включены следующие показатели:

  • коэффициент высокого качества - доля успешных выпускников 9 (или/ и 11) классов, обучающихся у данного учителя;
  • минимальный результат среди выпускников общеобразовательного учреждения, обучающихся у данного учителя, на государственной (итоговой) аттестации;
  • доля учащихся не прошедших государственную итоговую аттестацию по предмету по результатам ЕГЭ и ГИА-9, обучающихся у данного учителя;
  • результативность индивидуальных образовательных достижений обучающихся на государственной итоговой аттестации;
  • разброс результатов ГИА-9 (и/ или ЕГЭ) выпускников 9 (и/ или 11) классов, обучающихся у данного учителя;
  • коэффициент профильного выбора – доля учащихся выбравших предмет для ЕГЭ соответственно профилю обучения.

При аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности достаточно использовать показатели, полученные в одном учебном году из межаттестационного периода (по выбору аттестуемого). При аттестации педагогических работников для установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) следует использовать те же показатели, но полученные в динамике, т.е во все учебные годы межаттестационного периода, когда аттестуемый работал в 9-х и/ (или) 11-х классах.

Апробация применения разработанных показателей в аккредитации и аттестации показала их жизнеспособность и применимость, а также большую информационную прозрачность, надежность и доступность на региональном уровне. Результаты процедур итоговой аттестации обучающихся, проводимой в одинаковых условиях на всей территории страны и по одинаковым измерительным материалам, дают возможность объективно проводить и государственную аккредитацию общеобразовательных учреждений и аттестацию педагогических работников в любом субъекте Российской Федерации. Таким образом экономятся ресурсы и время.

Основными отличиями проведения повышения квалификации при апробации разработанных рекомендаций стало изменение порядка набора слушателей (по разработанным показателям с учетом результатов ЕГЭ и ГИА-9), формы проведения обучающего курса и содержания разработанных материалов (лекционных, кейсовых, диагностических и контрольных измерительных). Слушатели из категории специалисты муниципальных органов управления образованием четче выражали свои суждения и вопросы, оперативнее работали с нормативными документами. Директора образовательных учреждений интересовались более широким спектром вопросов курса, отличались стратегическим взглядом на применение материала. Все эксперты отметили актуальность и своевременность разработанных рекомендаций в системе повышения квалификации работников образования, а также их особенность укрепления межрегиональных связей и помощи в выстраивании рейтингов доверия между учреждениями, реализующими курсы повышения квалификации.

Разработанные рекомендации прошли обсуждение в субъектах-участниках апробации. Среди высказанных экспертных мнений необходимо отметить:

  • необходима общая форма отчета о самообследовании с включением всех необходимых сведений результатов ЕГЭ и ГИА-9 и разработка показателей отнесения общеобразовательных учреждений к отдельным видам;
  • система образования нуждается в абсолютно независимой оценке: результаты образования можно оценивать со стороны бизнес сообщества, процесс образования – со стороны родителей. Для этого необходимы новые методики оценки и привлечение активной части гражданского общества к задачам оценки качества образования и использования результатов оценочных процедур;
  • создание и публикация различных рейтингов образовательных учреждений, как ступень к новой системе использования результатов оценочных процедур;
  • изменение критериев набора слушателей в системе повышения квалификации работников образования, основанных на результатах ЕГЭ и ГИА- 9, при построении персонифицированной модели повышения квалификации.

Крайне важно, чтобы при принятии решений, такими как государственная итоговая аттестация выпускников 9 и 11 классов, аккредитация образовательных учреждений, аттестация педагогов и др., выводы о качестве образования делались на основе результатов процедур оценки качества образования. Поэтому, наличие надёжного инструментария, соответствующего необходимым для принятия управленческого решения, является главным фактором получения достоверных результатов и обеспечения доверия к ним со стороны общественности и профессионального сообщества.  Стандартизированная процедура обеспечит информационную безопасность проведения процедур, позволит предотвращать возможные нарушения и фальсификацию данных, обеспечивать сопоставимость результатов для всех общеобразовательных учреждений.

Таким образом, рекомендации по учету результатов ЕГЭ и ГИА-9 могут быть использованы при построении региональных систем оценки качества образования, в дальнейшем требует изучения практика использования и возможна корректировка разработанных рекомендаций.

В.В. Костромцова, А.Б. Боровков.